1. Главная
  2. Новости прихода
  3. Приходские новости
  4. Лица прихода: семья Каржевых

Лица прихода: семья Каржевых

13 октября 2022
1947
Даниил и Анна Каржевы крестились на 1000-летний юбилей принятия христианства на Руси. Даниил в храме святителя Николая в Хамовниках, там же где через несколько лет супруги крестили свою старшую дочь. Восемь юных прихожан подарила многодетная семья Каржевых церкви Николы в Хамовниках. Год назад семью наградили Государственной наградой Российской Федерации Медалью ордена «Родительская слава».

Анна: Нашей семье 23-й год пошел. Когда мы познакомились, нам было по 12 лет. На даче компания мальчиков пригласила нас с подругой покататься на велосипедах. И с тех пор летом мы все вместе дружили, до тех пор, пока не поменяли дачу. Однако мы с Данилой продолжали общаться раз в году. Позже, когда нам было по 19 лет…
Данила: Мы решили пожениться.
Анна: Данила позвонил поздравить меня с 8 марта, на следующий день мы встретились, а через две недели он сделал мне предложение.
Что было для вас приоритетным в выборе супруга?
Данила: Был период, когда мы долго не виделись летом на даче с Аней. Однажды я стал размышлять: как может выглядеть моя жена? И понял, что я вижу в роли супруги только Аню. Потом я забыл об этом, но все сложилось именно так.
Анна: Я помню, что родители были недовольны моим поведением и оправили меня в Оптину пустынь на пару дней одну, чтобы я немного подумала. Там я подошла на исповедь к священнику, и он сказал: «Давай договоримся: ты будешь вести себя прилично, а я помолюсь, чтобы тебе хороший муж достался». По возвращении, меньше чем через месяц, мне звонит Данила и я решила: «Раз так, я себя вела прилично, мне звонит старый друг – искать среди своих считается хорошо, мы одного примерно культурного уровня - и предлагает пятерых детей сразу». Не было ничего ненормально-головокружительного, страстного, была спокойная уверенность, и я поняла, что это правильно.
Почему именно пятерых детей предлагал Данила?
Данила: Мы решили сначала, что пусть будет пять. В деревне Малышево, где мы отдыхали летом, был храм Косьмы и Дамиана, который тоже никогда не закрывался с царских времен. Там был батюшка Анатолий. Как-то раз он спросил меня, сколько бы мы хотели иметь детей. Я ответил, что, наверное, пять. У нас тогда уже было трое или четверо детей. «Нет, - сказал он, - надо бы восемь». «Ну как Бог даст», - сказал я. Так и получилось.
Анна: У меня еще было множество примеров: у нас в классе были многодетные, в институте многодетные и я как-то замечала, что они добрее, они легче идут на компромиссы. И, конечно, когда у нас стали появляться дети, я думала, что характер формируется в многодетной семье автоматически. Потом оказалось, что это огромный труд – добиться того, о чем мечтали, что планировали.
Вы сами из многодетных семей?
Анна: Нас по трое в семье. Я старшая, у меня сестра на 19 лет младше, она родилась тогда, когда я уже замуж собиралась. А Данила был младший в семье.
Даниил: У меня тоже большая разница с братом и сестрой, лет десять.
Ваши профессии находятся в смежных областях?
Анна: Я училась в художественном училище на отделении «Ручное ткачество», я умею ткать гобелены. Я не стала трудиться по профессии, началась другая специализация – дети, которая мне понравилась, но знания композиции мне пригодились в последствии. После того, как я ушла в отпуск по уходу за первым ребенком, Данила научил меня снимать на пленку и с тех пор я занималась фотографией. У меня были две индивидуальные фотовыставки: в Арт-кафе на Никольской и от Союза художников в Ногинске.
Данила: Я учился в Московском авиационном институте, работал в Конструкторском бюро Туполева инженером, потом учился на оптическом приборостроении в МИИГАиКе и параллельно работал.
Можно ли вас назвать противоположностями: Анна – художник, человек творчества, а Данила инженер?
Анна: Друзья говорят, что мы – одинаковые.
Данила: Я могу заниматься всем.
Анна: Данила шесть лет учился играть на балалайке, а в итоге он научил детей играть на гитаре, на фортепиано двумя руками и даже некоторые выучили сольфеджио самостоятельно. У него способности удивительные, потому что наш младший играет на баяне и, если ему нужно что-то разобрать, Данила самостоятельно разбирает с сыном и показывает, как нужно играть.
Ваши дети спрашивали кем им лучше быть? Как вы определяли, что в них заложил Господь?
Анна: Наверное, мы пробовали всё. Я очень серьезно относилась к словам детей. Например, четырехлетний сын говорил: я хочу стать капитаном, и я узнавала в каких институтах обучают на капитанов. Потом, я поняла, что так не надо (смеется). Просто достаточно наблюдать. Главное, чтобы работа была в радость и полезна людям. «Всегда радуйтесь» - это нам ближе.
Даниил: Мы не давим в вопросе кем детям быть, потому что боимся брать на себя ответственность. Вырастут дети и скажут: Мы не хотели. Выбор остается за ними.
Говорят, что родителями становишься не с первым, и даже не всегда со вторым и третьим ребенком. У вас был какой-то рубеж, после которого вы почувствовали, что началось настоящее родительство?
Данила: Среди своих знакомых мы замечали, что после третьего, с четвертым ребенком семья становится по настоящему многодетной.
Анна: Материнскую нагрузку серьезную я почувствовала, наверное, с пятым ребенком. Так что, могу сказать, что четверых я бы рекомендовала всем. Я замечаю сейчас что в школе у детей треть класса, обычно, дети из многодетных семей.
Вы встретили Бога после создания семьи или раньше?
Данила: Я не был верующим человеком, а вот Аня и ее родители были воцерковленными людьми. Но меня крестили на 1000-летие Крещения Руси в храме святителя Николая в Хамовниках.
Анна: И меня крестили на 1000-летие Крещения Руси. Моя мама с тех пор начала нас воцерковлять, и уже перед замужеством я регулярно причащалась. А потом, когда у нас уже родилась старшая дочка, мы решили, что крещение – это не только право попасть в рай, но еще и обязанности, которые мы должны регулярно выполнять, тогда мы стали стараться ходить в храм всей семьей.
Что для вас означает супружество?
Анна: Наверное, несмотря ни на что, это наш совместный путь к Богу. Дети – это важно, но еще важнее мы друг для друга. Да, мы за них отвечаем, но мы должны быть с Данилой самыми близкими друзьями. И даже, когда мы унываем, если мы вдвоем за что-то беремся, то мы, с Божией помощью, можем горы свернуть. Это удивительно.
Данила: Семья - это ответственность перед Богом и людьми.
Кто у вас главный в семье?
Анна: Мы вместе.
У вас паритет?
Данила: Да, это так.
Анна: Кажется, да. Я знаю, что Данила не расскажет, но я вижу, как взрослые дети и подростки прислушиваются к его мнению и если им даже очень хочется что-то сделать, но отец считает, что это вредно или небезопасно, то они не станут идти против. Они по душам много разговаривают с папой. Иногда я уже одергиваю Данила, что он всех детей себе присвоил. Но потом понимаю, что лучше всего мальчиков поймет только он.
В семье родителей у вас были традиции, которые вы перенесли в собственные семьи?
Даниил: У меня в семье были традиции. Раньше все родственники собирались по семейным праздникам, а сейчас почему-то стали мало люди собираться вместе, мне кажется это неправильно. Я в детстве приезжал на дачу, и все ставили самовар, разговаривали. Когда я был маленьким, меня очень привлекал старый быт, это было очень мне близко. И еще главная традиция – это открытость членов семьи друг к другу, что ты можешь подойти, поговорить, и решить все вопросы.
Анна: Данила изучал книги Ивана Солоневича и Льва Тихомирова, он все это любит, изучает и дети берут с него пример. А если Данила предлагает собраться с самоваром, с гитарой вечером за столом, то уже невозможно прогнать младших, чтобы поговорить со старшими. Конечно, поскольку хозяйка я, бытовых хитростей больше перешло из моей семьи. Я переняла от родителей как воспитывать детей в вере, как встречать Рождество, Пасху, как в пост всех вкусно накормить, чтобы это бы для всех не в тягость, а со смыслом.
Есть ли у вас критерий: как же все-таки правильно воспитывать детей?
Данила: У нас, конечно, еще была фора в том, что мы рано поженились и мы еще помнили, каково было нам, когда нас воспитывали, помнили, что мы чувствовали.
Анна: Мы брали то, что из обеих родительских семей подходит лучше всего именно нам. Со старшими детьми у нас была очень строгая цензура: что читать, что смотреть. Мы были строже к ним, потому что, когда дети один за одним без дисциплины не справиться. Теперь я на многое смотрю попроще. Сейчас дети очень ориентируются по старшим. Старший сын для них пример и образец. Данила так и настраивает его: на тебя ориентируются дети и должно быть соответствующее поведение.
Что для вас значит счастливая семья?
Даниил: Семья, где есть любовь и понимание.
Анна: Да, чтобы было дружно, уютно, спокойно дома, чтобы можно было расслабиться, поделиться чем угодно. Если мы видим, что кому-то особенно важна поддержка, мы отдельно разговариваем. Данила идет гулять с собакой и берет кого-то из детей с собой на прогулку, либо на кухне пьют чай и беседуют.
Данила: Когда я прихожу с работы, дети собираются вокруг меня и дают отчет о прошедшем дне непременно.
Анна: А, я всегда ругаюсь: «Дайте папе поесть!». У нас в семье культ папиной личности. Папино мнение у нас главное, решающее. Я стараюсь не запугивать папой, а воспитать авторитет отца в семье.
Какой семейный досуг вы предпочитаете?
Даниил: Мы ходили в походы, сплавлялись на байдарках, выезжали на машинах с палатками.
Анна: Куда-нибудь в глушь, чтобы даже связи не было. Детям очень там нравилось.
Были случаи чудесной помощи Бога в вашей многодетной жизни?
Анна: Были и много. Когда ждали второго ребенка, нам несколько раз говорили, что будет девочка. У старших двух детей разница год и два месяца. Я думала, мне 20 лет и так тяжело мне далась первая девочка и вот снова девочка… А, мне прямо нестерпимо хотелось мальчика. Данила меня поддерживал, говорил, что девочка – это хорошо. А оказывается, он втайне тоже хотел сына и молился преподобному Александру Свирскому чтобы был мальчик. И еще батюшка, у которого я исповедовалась тогда, посмотрел на меня и сказал: «Ой, ну хоть кто-то воинов рожает». Родился мальчик на пару недель раньше положенного и как раз в день памяти Александра Свирского.
Данила: У нас была такая ситуация, мы уезжали с дачи, почему-то торопились и не могли найти ключи, чтобы закрыть дачу. Все вышли из машины чтобы найти ключи, все ищут и не могут найти. Подошла ко мне Глаша и говорит: «Давай помолимся, чтобы найти ключи». Мы помолились и через минуту приходит Степа и говорит: «Я нашел».
Анна: Непонятно, почему мы умудряемся порой сомневаться, хотя нам столько раз уже было показано что никуда мы не денемся, Господь нам поможет. Как-то раз случился финансовый коллапс, и мы решили пойти в храм помолиться о разрешении ситуации. Вот еще пока я маленьких детей собираю, копаюсь внутри, а Данила сидит в машине. Сидит один нормально одетый мужчина, в приличной, казалось бы, машине и тут подходит к нему женщина и говорит: «А можно вам пожертвовать?». «Можно», - говорит Данила. И женщина дает ему конвертик, а потом оказалось, что там месячная зарплата.
Данила: Однажды Бог сохранил жизнь ребенка. Мы пошли в байдарочный поход и нам досталась байдарка, которая разваливалась, давала течь, мы часто останавливались чтобы ее клеить, и, наконец, окончательно отстали от группы. Это весна, днем было градусов 10, а вечером еще холоднее. Как раз наступал поздний вечер, сильно стемнело и нужно было искать где заночевать. Отстали мы втроем: я, мой брат и наш маленький Саша. А с собой были только детский горшочек и спички. Мы нашли стоянку, где были камни, положили пенки, положили Сашу среди вещей, а сами пошли искать дрова. Мы нашли сухое дерево, которое можно было разжечь и стали валить его. Но оно стало падать в противоположную сторону, в сторону маленького Саши. Дерево валится прямо в место нашей стоянки, где лежал Саша и мы, остолбенев, поняли, что его, наверное, уже нет в живых. К счастью, дерево сломалось о камни, и Саша остался невредим, мы нашли его спокойно спящим.
Анна: Связи у них не было, я в это время не могла уснуть: что-то мне было беспокойно. У нас так часто бывает: если что-то происходит у кого-то из близких, Бог оповещает с кем что случилось. Я встала читать акафист. И потом, когда наши вернулись из похода, я все узнала в подробностях. Мне кажется, мы на связи со всеми теми, за кого молимся.
Как воспитывать детей, чтобы они любили Бога?
Анна: Дети любят храм. Старшие дети – у них свое расписание – ходят каждый в свое время, младшие регулярно причащаются. Все правила, которые давал нам патриарх, молитвы о Святой Руси они читают. Мне кажется, нельзя без храма, должен быть ориентир для детей, истина одна. Но важно не передавить. Глаша у нас очень любит храм, любит молиться, с радостью бежит в церковь. Она раньше исповедовалась у отца Александра Шумского и часто его вспоминает. Нашу старшую дочку и младшего сына мы крестили в храме святителя Николая в Хамовниках.
Данила: Наверное, никак, потому что Каин и Авель выросли в одной семье. Мы должны делать многое, но последнее слово не за нами.
Анна: Наверное, стараться, рассказывать, молиться, а дальше уповать на милость Божию.
Тяжело жить многодетным родителям на полную мощность?
Анна: Однажды у меня диагностировали онкологию. Я тогда решила: кто если не я. Я осталась жива, у меня маленькие дети, я буду делать всё по-максимуму. У меня все было вылизано дома всегда, я успевала всё и всюду. И через несколько лет, я сначала заметила, что никто это не ценит, что никому это не надо, а потом и сама свалилась в глубочайшее уныние. Сейчас все слава Богу, но я сделала для себя выводы: технически можно успеть все, но самое главное будет упущено. Мне кажется, важнее атмосфера внутри семьи.

О ДЕТЯХ
Дуня - студентка третьего курса МПГУ имени Ленина, учится на учителя русского и литературы, работает преподавателем легоконструирования и робототехники, сейчас набирает группу при 171 школе. Увлекалась театром, пока училась в школе, даже выпросила у директора, чтобы при школе открыли драмкружок. Здорово поёт, хозяйственная, ответственная.
Саша - студент второго курса РНИМУ им Пирогова, занимается современным мечевым боем, гитарист, очень, очень много читает, безусловный авторитет для друзей и предмет восхищения для младших. Именно Саша любит водить малышей в музеи, зоопарк и т.п.
Ваня - ученик 11-го инженерного класса, дополнительно изучает программирование. У Вани с друзьями своя музыкальная группа, там он вокалист и гитарист. Кроме того, Ваня вратарь в футбольном клубе «Ювентус», в молодёжной команде.
Надя - ученица 10-го лингвистического класса. Здорово рисует, удивительно ловкая. Очень сдержанная, с железным характером. С друзьями сделала проект, с которым они победили на конкурсе в Российском движении школьников, за это школа получила грант от государства и отремонтировала свой музей Великой Отечественной войны. Это был сюрприз для нас. Надя стремится к совершенству и недооценивает свои достижения.
Стёпа - ученик 7 класса, самый необычный наш ребёнок. Все время поглощён своими идеями и планами, рассеянный. Очень хозяйственный, если что-то дома сломалось, старается сразу починить, не ленится помогать по хозяйству. Занимается олимпиадной математикой. Много тренируется на турнике, чтоб стать сильным, как старшие братья.
Лёша - шестиклассник, весельчак, руководитель Глаши и Вовы. Водит их в парк, играет с ними. Всегда опекает всех малышей, своих и чужих. Очень самостоятельный. Обожает танцевать, в этом году начал ходить на спортивные танцы, до этого немного занимался народными.
Глаша в четвёртом классе, чем только не увлекается. Была б её воля, ходила бы на десяток кружков, но так записали мы ее только на хор и ритмику, этим ей приходится ограничиваться. Глаша как-то умудряется успевать сделать миллион дел за день. Никогда в себе не сомневается.
Вова во втором классе, второй год учится играть на баяне, младший малыш, любимец семьи.
Ваше обращение готово к подаче
+7 (499) 246-72-08
Храм
+7 (925) 022-75-53
Дежурный священник